Languages

XX Фулбрайтовская Гуманитарная Летняя Школа


XX Фулбрайтовская Гуманитарная Летняя Школа
«Личное повествование как живая история»


27-30 июня в МГУ имени М.В. Ломоносова прошла юбилейная XX Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа. Темой профессиональных дискуссий и тематических круглых столов школы в этом году было личное повествование как живая история. В работе школы, проходившей на русском и английском языках, участвовали ученые Московского университета, СПбГУ, НИУ-ВШЭ, РАНХиГС, Лондонского университета, университета Вашингтона в Сент-Луисе, других вузов, руководители исследовательских проектов, представители СМИ.

Подробнее о событии в интервью с заведующей кафедрой общей теории словесности (теории дискурса и коммуникации) филологического факультета МГУ, выпускницей программы Фулбрайта и бывшим президентом Ассоциации выпускников Фулбрайта России профессором Т.Д. Венедиктовой.

- Татьяна Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, об истории данного проекта.
- Школа возникла из убеждения, что междисциплинарная коммуникация – естественная среда развития знания и лучший стимул к его обновлению. Той же идеей направляется с 2003 года и работа кафедры общей теории словесности: что филология должна прирастать контактами, использовать их энергию, расширять поле интересов. Гуманитарная летняя школа - наша важнейшая ежегодная международная акция. В ее проведении мы традиционно объединяли усилия с коллегами других факультетов - философского, исторического, психологии, журналистики, глобальных процессов. Сотрудничество с программой Фулбрайта, старейшей в США государственной программой академических обменов, позволяло соединять потенциал специалистов МГУ, ведущих вузов России и выдающихся американских ученых.

- Решение обсудить именно личное повествование как живую историю – следование тренду или научным интересам участников?
- Сквозная задача всех школ – изучение дискурсивных механизмов, с помощью которых люди осваивают новое. Как посредством все более разнообразной медийной коммуникации мы производим знания, идеологии, ценности? Как обеспечиваем согласие, сотрудничество или, наоборот, порождаем предубежденность и конфликт? Все это жизненно важные вопросы, никак не следование тренду. Тема 2017 г., к примеру, интуитивно понятна каждому (историю про себя может и, как правило, хочет рассказать любой человек), но в ней таится и огромная проблема, обусловленная реальностью глобальной коммуникации. Личные истории множатся, распространяются, меняют формы, находят себе неожиданные применения, - это симптом нового состояния нашей жизни, небывалой подвижности границ между частным и общественным, личным и политическим… Интерес к этому материалу огромен, как теоретический, так и вполне «прикладной». Реагируя на социальный, культурный запрос, наука порождает новые поля знания, в них устремляются свежие молодые силы.

- Складывается впечатление, что спикеры школы – в первую очередь практики, работающие с «живым» материалом. Почему вы считаете полезным приглашение именно таких специалистов?
- Неверно думать, что теория гуманитарной науки имеет лишь академический интерес. Как раз в диалогах практиков с теоретиками и высекаются искры самых ярких и продуктивных инсайтов. И работа школы, кстати, принципиально не замыкается в стенах университета, а обязательно выносится на публичные площадки Москвы, - музеи, выставочные центры, - в зоны контакта с широкой публикой, мыслящей и открытой развитию.

- Большинство участников школы – молодые исследователи. Это – ваша главная целевая аудитория?
- Да, наша аудитория – университетские ученые на старте серьезной профессиональной карьеры. По базовому образованию - филологи и историки, социологи, политологи, антропологи, культурологи, психологи… Ежегодно бывает конкурс заявок, в школах участвуют люди динамичные, инициативные, чуткие к новому, умеющие использовать контакты. Многих слушателей конца 1990 - начала 2000-х (тогда - аспирантов или кандидатов наук) я знаю сегодня как докторов, профессоров, авторов книг, организаторов ярких научных проектов.

- Удержать проект на успешном уровне в течение длительного времени непросто. В чем, на ваш взгляд, «секрет долголетия» Фулбрайтовской гуманитарной летней школы?
- Секрет прост: ощущение необходимости, востребованности этой работы, устойчивого интереса к ней и в целом пользы для университета. Мы с коллегами надеемся, что из нашей школы вырастет Центр гуманитарных исследований. Такие центры есть во всех ведущих университетах мира, и в МГУ тоже обязательно должен быть - питомник инновативного эксперимента, междисциплинарного и международного, платформа обмена и совместного поиска в социальных и гуманитарных науках.

Интервью подготовлено Любовью Некрасовой
Фото: Тупикиной Е.В

Больше фото с мероприятия

Полный текст интервью

The Fulbright Program in Russia. Institute of International Education.
Strastnoy Bulvar 8A, 4th floor, Moscow, Russia 107031
Tel: +7.495.966.9353 Contact: info@fulbright.ru