Languages

История стипендиата: Кристианна Бонин

Кристианна Бонин - выпускница программы Фулбрайта для американских студентов 2016-2017 гг., PhD-студентка программы "История, Теория и Критика Архитектуры и Искусства" Массачусетского Технологического Института. Недавно Кристианна завершила стажировку по программе Alfa Fellowship 2018-2019 гг. в Высшей школе экономики в Москве и теперь работает в Институте искусств Стерлинга и Франсин Кларк, где и планирует дописать свою диссертацию. В центре ее исследований - визуальное искусство и традиции дизайна, начиная с конца XIX века до настоящего времени, в особенности в рамках взаимодействий между Европой, Россией и Центральной Азией. Ее в особенности интересуют культурная политика и критические различия между искусством и ремеслом, копией и оригиналом, концептуальным и ручным трудом. Московский офис Программы пообщался с Кристианной в недавнем интервью.

Расскажите о своем исследовании. Чем Вы занимались на стажировке Alfa Fellowship по сравнению с грантом Фулбрайта?
Мой диссертационный проект напрямую связан с исследованием, начатым на Программе Фулбрайта. Все началось с моего интереса к концепции избытка в социалистическом мировоззрении. Какое место занимает понятие роскоши в обществе, по идее основанном на справедливом распределении ресурсов? Что происходило в советской реальности с элитными коллекциями произведений искусства или целыми индустриями, производящими дорогостоящие товары для высшего класса, как например Императорский Фарфоровый Завод (ИФЗ) в Санкт-Петербурге? Скажем, имеется чайный сервиз из ранних 1930-х гг., сделанный Евой Цайзель для ИФЗ. Это первый известный прототип, созданный для массового заводского производства. Сервиз крепкий и надежный: толстые ручки, широкий носик, штабелируемый, в отличие от деликатных фарфоровых образцов из предыдущих столетий. Как раз подходит к употреблению "массами" - и тем не менее, данный сервиз все равно расписывали вручную и покрывали позолотой. Этот пример поразил меня, я поняла, что у модернизации в советский период была несколько иная история, отличная от той, про которую я читала в литературе. Ученые труды о Советах в основном основывались на общепринятой доктрине о том, что индустриализация подчиняет рабочий класс и превращает ручной труд в механизированное штампование. Однако же я своими глазами видела этот сервиз - привычный товар, который превратили в предмет роскоши. Какая за этим скрывается теория? Какие социальные, экономические, культурные мечтания и реалии того периода? Мой основной диссертационный проект - о значимости ручного труда для искусства, социума и реализации амбиций Коммунистической партии родился именно из этих вопросов.

Из чего складывается Ваш интерес к этой теме?
После университета я два года работала гидом по архитектуре и ассистентом куратора в театральном отделе Баухауса (с 1919 по 1930 гг. - художественная школа, а теперь культурный фонд) в Дессау, Германия. Дессау расположен на территории бывшей Восточной Германии. Пока я жила там, меня очень интересовало отношение современной Германии к своему прошлому. Интерес ко всему советскому и пост-советскому сложился из этого опыта. Чем больше я ездила по бывшим странам советского блока, тем больше понимала, что развал Советского союза на каждую страну оказал свое уникальное влияние. Каждая страна ответила по-своему на потерю предположительно всеохватывающей "советской идентичности". Вопрос об идентичности любого государства всегда сложен и неоднозначен. Начав свою диссертацию, я поняла, что мне нужно больше информации об отношениях этих стран с самой Россией. Я приехала в Москву впервые в 2013 г. и с тех пор возвращаюсь сюда каждый год.

Вы были где-то еще, кроме Москвы и Петербурга?
Когда изучаешь советскую историю, долгое пребывание в столицах неизбежно, поскольку все основные большие архивы и коллекции расположены там. Но, к счастью, мое исследование также предполагает полевую работу и поездки в места, где жили и работали художники, о которых я пишу, где развивались те или иные отрасли. Я была в Иваново, изучая развитие текстильной промышленности и моды. Кроме этого несколько раз ездила в Алма-Ату и Киев. Недавно мне удалось побывать в Иркутске и на Байкале. Эта часть страны все еще находится под ощутимым влиянием шаманизма и буддизма. Я поняла, что именно сибиряки подразумевают, когда говорят "поехать в Россию" вместо "поехать в Москву"!

Изменилось ли Ваше впечатление от России со времени первого визита?
Я всегда больше доверяю своему восприятию, нежели информации из вторых рук, когда я еду куда-то в первый раз. Личный опыт - лучший способ преодолеть любые обобщения и стереотипы. Признаюсь, я мало понимала Россию - и еще меньше русский язык - до первого приезда сюда. В этом было мое счастье, поскольку каждый момент общения, каждое новое знакомство учило меня чему-то новому. В Америке распространено мнение о недружелюбности русских, по крайней мере до знакомства... и в какой-то степени в Москве это заметно. Казалось бы, в московском метро - чистом, просторном, регулярном, быстром, всем должно хватать места. Однако, люди до сих пор толкают друг друга так неистово при входе в вагон, словно это последний поезд на сегодня. И в то же время, я вижу и прямо противоположное. Мне повезло завести среди русских очень близких и надежных друзей, доверие, щедрость и прямоту которых я очень ценю.

Где Вам больше нравится - в Москве или Петербурге?
Вечный вопрос! Мой ответ меняется каждую неделю! В Москве меня воодушевляет энергичность и богатство возможностей. В то же время Петербург привлекает меня своей размеренностью, там более "молодежная" атмосфера.

Как по-вашему архитектура и искусство в России отражают ее историю?
Если говорить о Москве и Санкт-Петербурге, то различные аспекты истории и тут и там просто бросаются в глаза. Москва всегда подчеркивает свою древность, в ней очевидна советская грандиозность. Даже сегодня это центр российских ресурсов, человеческих и финансовых. Но она также полна контрастов: мне, например, очень нравится гулять по Замоскворечью, местом поселения татарских купцов в XIV и XV веках. Петербург же по-прежнему остается как окном в Европу для России, так и окном в Россию для Европы.

Как Вы считаете, в Штатах буду востребованы результаты Вашего исследования? Помимо академического? Учитывая, как мало американцы знают о России?
Американцам очень любопытна Россия, но знания о ней за пределами политического контекста действительно скудны, и любая новая информация - это всегда скачок вперед. Россия одна из стран, мнение о которой в Штатах наиболее извращено, просто потому что исторически накопилось очень много предрассудков. Это печально, ведь между Россией и США невероятно много общего: обширные территории, экспансионизм, богатство природных ресурсов.

В чем для Вас заключается ценность Программы Фулбрайта?
Фулбрайт для меня стал возможностью провести в России тщательное исследование в течение длительного периода времени. Кроме того это было время открытий и полезных знакомств с российскими учеными в моей исследовательской сфере. Думаю, это одно из главных достоинств Программы - приобретение связей с академиками и профессионалами по всему миру, поощрение межкультурного общения. Возвращаясь к вопросу, как изменилось мое восприятие России, я могу сказать, что в 2013 г., только приехав сюда, я предпочитала никому не говорить, что я - американка. Если меня спрашивали, я отвечала, что я из Канады или уходила от ответа. Теперь же, во многом благодаря приобретенному знанию русского языка, я не стесняюсь своего гражданства, да и реакция на это со стороны русских людей сейчас по большей части - удивление и любопытство. Моя прямота не обязательно обусловлена гордостью за родину. Просто время, проведенное за рубежом, научило меня более объективно видеть собственную страну. Я с большей охотой готова быть ее представителем, а также обсуждать нюансы ее политической, социальной и культурной жизни. Программа Фулбрайта помогает выстраивать диалог и культурный обмен между представителями разных наций, и это бесценно.

Фото предоставлены К. Бонин и сайтом Европейского университета в Санкт-Петербурге

Программа Фулбрайта в Российской Федерации. Институт Международного Образования.
Россия, 125009, г. Москва. ул. Тверская, д. 16 строение 1, офис 504
Тел: +7.495.966.9353
e-mail: info@fulbright.ru