Languages

Роман Чуянов

100 дней в Америке

Большинство российских студентов до сих пор считают обучение за рубежом роскошью, о которой можно лишь мечтать. Однако во многих университетах мира зарубежные стажировки уже давно стали неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Закономерен вопрос, для чего российскому педагогу учиться за границей? Неужели мало хороших университетов на родине? Трудно оспаривать тот факт, что сегодня ни одно общество уже не может замкнуться в пределах государственных границ. Тем более такая держава как Россия. Мы живем в удивительное время. Оглянитесь вокруг! Новейшие средства связи, Интернет, телевидение, туризм, стремительно растущая мировая торговля – все это делает наш мир глобальным полем взаимодействия культур. Поэтому современному специалисту сегодня не достаточно безукоризненных знаний и профессиональных навыков. Критичным, особенно для тех, кто планирует посвятить себя работе в образовании, является понимание культурных различий и умение находить общий язык с представителями других культур. Личный опыт позволяет мне утверждать, что зарубежные стажировки не только расширяют кругозор, помогают получить новые знания и способствуют профессиональному росту.

Программа Фулбрайта для специалистов международных отделов российских вузов (RIEA – Russian International Education Administrators) существует второй год. Она в своем роде уникальна. Важной составляющей стажировки является участие в семинарах, рабочих встречах, обмен опытом работы с иностранными студентами в вузах России и США. Соединенные Штаты сегодня являются мировым лидером в сфере международного образования, поэтому изучение американского опыта интересно с точки зрения теории и практики интернационализации образования. Программа финансируется правительством США и администрируется Институтом международного образования.

Занятия проводятся на базе Тичерс Коллежда, входящего в систему одного из старейших и престижных в американских вузов – Колумбийского университета. Рабочие встречи проходили под руководством ведущих профессоров в области международного и сравнительного образования, авторов многочисленных статей и учебников по вопросам межкультурной коммуникации и истории международного образования. Изучение теории межкультурного образования, университетский маркетинг и основы организации программ зарубежных стажировок – важная составляющая программы. Однако ее основной целью является улучшение практики работы международной службы университета, чему немало способствует прохождение практикума в международных отделах ведущих американских вузов. Кроме того, программа позволила познакомиться с российскими коллегами, работающими в той же сфере. В нашей группе оказались представители различных российских вузов от Астрахани до Владивостока, ответственные за работу с иностранными учащимися в педагогических, медицинских и технических вузах.

Уникален дух Нью-Йорка, пожалуй, одного из самых поликультурных городов мира. Невозможно перечислить, сколько интересных людей со всего мира мы встретили всего за два месяца. Поражает уровень развития студенческого самоуправления. Студенческий совет университета не только занимается организацией культурных мероприятий для студентов. В американском вузе это реальный орган самоуправления студентов. Он определяет расходование финансовых средств, рассматривает заявки на проживание в общежитии и другие важные вопросы студенческой жизни.

Чтобы понять особенности американского высшего образования нужно вникнуть в некоторые особенности функционирования американских вузов. Одной из ее основ является автономия вузов, в частности независимость в вопросах формирования образовательных программ. Обращают на себя внимание особенности американской академической культуры. На лекции студенты приходят уже подготовленными, что подразумевает предварительное знакомство с рекомендованной литературой. Преподаватель не просто читает лекцию, а ведет со студентами полноценную дискуссию. Настоящим преступлением в американском университете является списывание во время экзамена. Поэтому студентам приходиться много работать и полагаться лишь на собственные силы.
В качестве участников программы мы посетили конференции по вопросам международного и сравнительного образования, которые проводились на разном уровне от университетского до общенационального. Во время одной из них мне посчастливилось познакомиться с одним из всемирно признанных корифеев международного образования - профессором Филиппом Альтбахом.

Практическая часть моей стажировки проходит в Университете Висконсин-Мэдисон, находящемся на севере США. Международную деятельность Университета Висконсин-Мэдисон курирует Департамент международного образования, в состав которого входит Служба по работе с иностранными учащимися и Офис международных программ. Программа стажировки в университете впечатлила с первого дня. Организаторы постарались охватить весь спектр работы от приема иностранных студентов до подготовки американских студентов к обучению за рубежом. Ежедневные встречи с сотрудниками университета, имеющими самое разное отношение к международной деятельности – от финансовых специалистов, составляющих сметы расходов на обучение, до медицинских работников, осуществляющих иммунизацию студентов, позволили составить системное представление о процессе организации работы международной службы.

Особенное впечатление производит тот факт, что международная деятельность обозначена в качестве стратегически важного направления работы всего университета, и реализуется на уровне всех подразделений, факультетов и кафедр. Иначе и не может быть в вузе, где около 10% учащихся - иностранцы (около 3900 человек из 42 тысяч студентов).

Руководство вуза поставило задачу перед Офисом международных программ ежегодно увеличивать на 10% количество американских студентов, выезжающих за рубеж с целью краткосрочных стажировок или обучения в течение одного-двух семестров. В результате хорошо скоординированной работы всех подразделений вуза за последние два года прирост выезжающих за рубеж студентов составил 20%. В 2007/08 учебном году более 1600 студентов университета участвовали в программах обучения за рубежом. Важно заметить, что в отличие от нас, американские студенты обучение за рубежом оплачивают сами.

Наибольшей популярностью у американских студентов пользуются англоязычные страны. Резон прост – не надо владеть иностранным языком. Во Франции, Германии и Италии и других европейских странах университеты также разрабатывают и реализуют англоязычные образовательные программы, что существенно облегчает задачу студента.
В последнее время огромной популярностью пользуется образование в Индии и Китае. Это обусловлено возросшим значением этих стран на мировой арене и активная маркетинговая деятельность университетов, введение программ обучения на английском языке, прямые соглашения между вузами. Администрация университета Висконсин-Мэдисон всерьез рассматривает возможность принятия положения, согласно которому студенты ряда специальностей в обязательном порядке должны будут проходить стажировку в зарубежном вузе-партнере. Причина более чем очевидна. Практика показывает, что выпускники с международным опытом гораздо легче находят высокооплачиваемую работу, так как обладают гораздо более широким кругозором, высокими профессиональными знаниями и адаптивными способностями. Это дает дополнительные преимущества на рынке труда и способствует повышению конкурентоспособности специалиста.

Омский государственный педагогический университет по праву считается одним из лидеров в области интернационализации высшего образовании в России. Администрация вуза прилагает все усилия для того, чтобы повысить качество образования и способствовать повышению конкурентоспособности выпускников. Хочется надеяться, что международные программы в нашем вузе будут расширяться и в дальнейшем. Результат зависит не только от слаженной работы Управления международного сотрудничества, и профессионализма моих коллег. Важно, чтобы в процесс интернационализации включились наши студенты, для которых сегодня весь мир открыт!

Программа Фулбрайта в Российской Федерации. Институт Международного Образования.
Россия, 125009, Москва, Тверской бульвар, дом 14, строение 1, 4й этаж
Тел: +7 (495) 935-8353, Факс: +7 (495) 937-5418
e-mail: info@fulbright.ru