Languages

Алексей Фоминых

Меня зовут Алексей Фоминых. Я окончил Марийский государственный университет в Йошкар-Оле в 1996г. С 1998г. работаю в международном отделе того же вуза. В 2007г. участвовал в программе Фулбрайта для руководителей международных отделов российских вузов (RIEA - Russian International Education Administrators).

Немного о программе RIEA
На фоне других программ Фулбрайта программа для руководителей международных отделов вузов (RIEA) выделяется не только сжатыми сроками (а значит, интенсивностью), но и тем, что большую часть времени работа ведется в составе группы. Рабочая нагрузка и расписание многочисленных встреч и визитов строго регламентировано, осуществляется постоянная связь с принимающей стороной - Институтом международного образования в Нью-Йорке. Но зато многие вещи, свойственные «обычным» программам для аспиратов и ученых, для нас были упрощены: так, стипендию нам выдавали наличными, а оформлением social security за нас также занимались координаторы в IIE.
В Соединенных Штатах специальность International Education развивается давно и успешно. Одним из центров науки о международном образовании является Teachers College при Колумбийском университете в Нью-Йорке. Именно там прошли первые два из трех месяцев нашей стажировки, на третий месяц все члены группы были прикреплены к международным отделам «провинциальных» американских университетов – в орегонский Корвалис, Сиэттл, Северную Каролину. Мне довелось стажироваться в Университете Миннесоты в Миннеаполисе. Там же произошло и воссоединение нашей дружной команды перед отбытием обратно в Россию, поскольку Миннеаполис в конце мая стал местом проведения крупнейшей международной конференции и выставки по вопросам международного образования NAFSA 2007.

«Статусный шок»
Про «культурный шок» написано и сказано много. Это трудно описать. Если выражаться образно, то для меня это было как бы постепенной «настройкой» на волну окружающих меня американцев, на волну Нью-Йорка, а потом и Среднего Запада. Разумеется, в процессе такой настройки неизбежно возникают «помехи в эфире», но постепенно все приходит в норму: вы начинаете улыбаться встречным прохожим, у вас появляется мгновенная реакция вежливости (Excuse me, thank you, I’m sorry и т.д.). Вы постепенно заменяете какие-то элементы своего гардероба на «более американские», спокойно реагируете на удивительное смешение рас и культур, начинаете ориентироваться в городе.
Другое дело, когда вам выдают ID Колумбийского университета, на котором обозначен ваш новый статус – STUDENT. Не так-то просто, как оказалось, начальникам международных отделов университетов в возрасте от 26 до 38 лет снова сесть за парты, чтобы учиться, а не просто «обменяться опытом» с американскими коллегами.
Программа RIEA уникальна еще и потому, что ее участниками становятся люди, сами по роду своей работы занимающиеся организацией студенческих обменов, стажировок и т.п. Так сказать, знающие процесс изнутри. Но при этом оказалось, что никто из нас - первых шести российских участников – специально не обучался профессиональному управлению международными связями вуза. Все приходило с опытом. А если учесть, что штат наших международных отделов и управлений не всегда велик, то получается, что российским администраторам международных образовательных программ приходится быть и менеджерами, и юристами, и культурологами, и психологами. Так вот, всему этому в Teachers College обучают – по полной программе магистерского или докторского уровня! За два месяца занятий мы взяли совсем немного теории (хотя наш «ридинг» представлял собой довольно увесистый том), и я не могу сказать, что это было утомительно или неинтересно. Мы все приобрели ценнейшие знания о том, как устроена и как работает американская образовательная система, почему она так привлекательна и вызывает «утечку умов» во всем остальном мире, и что делают американские университеты для того, чтобы не иссякал приток иностранных студентов, и чтобы больше самих американцев обучалось за рубежом. Однако мысли о том, насколько применима американская теория к российским реалиям, не всегда настраивали на позитив.
Да и сама учеба давалась подчас нелегко. Потребовалось время, чтобы перестроиться на американский стиль подачи материала, ведения дискуссий и даже поведения на семинарах. Нам очень повезло с координатором программы в Teachers College: Эрин Уикс-Эрп несколько лет работала в России, и ее знание российского менталитета, советы и дружеское участие оказали неоценимую помощь.

Бонусы
На самом деле тот же студенческий ID открывает для вас массу преимуществ. Особенно, если вы живете в Нью-Йорке, а ID выдан Колумбийским университетом. Помимо освоения кампуса в квартале между Бродвеем и Амстердам-авеню (а это библиотеки, спортзал, бассейн и прочее), вы получаете скидки, а то и бесплатный доступ в большинство городских музеев, чем мы и пользовались. Вы также имеете скидки на множество других услуг: так, во время пасхальных каникул я смог слетать в Колорадо, приобретя дешевые авиабилеты в студенческом агентстве путешествий STA.
Наконец, сама жизнь в Нью-Йорке открывает множество возможностей для развлечений (в свободное от учебы время!). Здесь, наверное, самое главное – грамотно вести свои финансовые дела. Тем более что жизнь на Манхэттене все-таки довольно дорогая. Преодолев зажатость и комплексы «культурного шока» и больше общаясь с местными, вы можете открыть для себя массу доступных аттракционов: прокатиться на Южном пароме до Стейтен-Айленда и обратно, любуясь Статуей свободы на закате, прогуляться по Чайна-тауну, Ист-Виллидж, Маленькой Италии или Центральному парку... Наконец, если замучила ностальгия (или, скорее, вы хотите от нее избавиться всерьез и надолго) – отправляйтесь в Бруклин посмотреть на знаменитый Брайтон-Бич. Лично у меня посещение этого места вызвало чувства крайне противоречивые. Наконец, в самом Колумбийском кампусе едва ли не каждый день проходят выставки, презентации книг, демонстрации фильмов и т.п., в том числе и по тематике, связанной с Россией. Чтобы быть в курсе происходящего, достаточно подписаться на рассылку календаря событий на ваш колумбийский e-mail (его вам помогут завести в первые же дни пребывания).

Средний Запад
После двух месяцев в Нью-Йорке, попасть в американскую глубинку тоже было своеобразным культурным шоком. Даунтаун в Миннеаполисе в вечерние часы выглядит просто вымершим – остается гадать, куда девались три миллиона жителей и где они поводят свой культурный досуг. Однако со временем приходит понимание жизни в «одноэтажной» Америке, и жизнь эта вам начинает нравиться своим размеренным ритмом, стабильностью, открытостью и радушием окружающих вас людей.
Практику я походил в отделе по работе с иностранными студентами и стипендиатами в Университете Миннесоты. Приняли нас хорошо, и скучать не давали – жизнь студентов на местном кампусе не менее интенсивна – с поправкой на культурные особенности Среднего Запада.

Обмен опытом
Он все-таки состоялся, причем опыт был приобретен весьма значительный. Программа RIEA предусматривает возможность посещения университетов и колледжей – как минимум 1-2 раза в неделю для нас организовывались т.н. «кампус-туры». Во время таких визитов мы знакомились со своими коллегами в международных отделах, а также с преподавателями русского языка, организаторами обменных программ для американских студентов в Россию, и просто с интересными людьми. В общей сложности мне удалось посетить 16 университетов и колледжей в Нью-Йорке (городе и штате), Нью-Джерси, Коннектикуте, Вашингтоне (округ Колумбия), Колорадо и Миннесоте. После этого в голове теснится множество ценных идей, всяческих любопытных мелочей (tips and tricks), при помощи которых, как оказывается, можно значительно улучшить собственную работу в российском вузе. Все новые идеи очень полезно фиксировать в записях – тем более что нас обязали представить итоговый письменный проект, включающий планы использования опыта программы у себя на местах.

Могу с уверенностью рекомендовать программу RIEA всем моим российским коллегам, занятым в сфере международного академического сотрудничества. Будьте готовы к трудностям, но настраивайтесь только на хорошее!
Если у Вас возникнут вопросы, Вы можете задать их, написав мне на e-mail alexfom@marsu.ru Я буду рад помочь.

С уважением,

Алексей Фоминых

Программа Фулбрайта в Российской Федерации. Институт Международного Образования.
Россия, 125009, Москва, Тверской бульвар, дом 14, строение 1, 4й этаж
Тел: +7 (495) 935-8353, Факс: +7 (495) 937-5418
e-mail: info@fulbright.ru